Солнце Туча
Суббота, 03.12.2016, 18:41
Туча Воздушный шар
Профиль
Аватар пользователя

Мы рады видеть Вас,
Гость


 


Статистика
Посетители сайта
Всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Счетчики
 

Главная » Детская музыка » Краткая биография композиторов

Герчик Вера Петровна


Краткая биография композиторов


Герчик Вера Петровна

Герчик Вера Петровна
Среди композиторов, посвятивших свое творчество детям, ей принадлежит  значительное место. Все ее творчество, музыкально-общественная деятельность постоянно и непосредственно связаны с жизнью ребят, миром их чувств. Она всегда принимала участие в жизни самых различных детских коллективов, будь это хоровая студия, музыкальная школа, школьный оперный театр, пионерский лагерь или детский сад. Вера Петровна родилась 6 декабря

1911 года в Екатеринославле (ныне Днепропетровск), на Украине, в семье врачей. В их доме, как и во многих семьях русской интеллигенции того времени, занимала значительное место.

Мать Веры особенно горячо любила музыку, хорошо пела и  участвовала в организации городских концертов. Девочка с самозабвением слушала музыку, а попадая в городской сад, обязательно оставалась до конца концерта. Очень любила Вера слушать и петь украинские народные песни, которые напевала ей няня. Начав в восемь лет занятия на фортепиано, Вера уже тогда стала пытаться сочинять. Чтобы дать дочери хорошее музыкальное образование, семья оставляет родной город и поселяется в Подмосковье.

В 1924 году Вера Герчик поступает в музыкальную школу в класс фортепиано выдающегося педагога и музыкального деятеля Ольги Фабиановны Гнесиной. Начинается сознательная и серьезная учеба. Теперь Вера умеет записывать свои сочинения. Первым из них становится прелюдия для фортепиано.

В 1928 году Веру переводят в музыкальный техникум им. Гнесиных. Здесь с 1930 года учится в двух факультетах: по фортепиано у Ольги Фабиановны, и по композиции у Михаила Фабиановича Гнесина.

В 1932 году Вера стала студенткой теоретико-композиторского факультета Московской государственной консерватории.  Вначале она училась в классе композиции у М.Ф. Гнесина, а на старших курсах у Н.Я. Мясковского. В годы учебы Вера Герчик создает произведения разных жанров: сонату для фортепиано (1934), три романса на слова А.Пушкина «Три ключа» «Туча», «На языке тебе невнятном» («К иностранке») и песни «Колокольчики звенят», «Черный ворон», близкие по стилю русской народной песне. В студенческие годы написаны первые произведения для детей – песни, инструментальные пьесы.

В 1937 году окончена консерватория. В качестве дипломной работы молодой композитор написала симфонию для большого симфонического оркестра, цикл романсов и фортепианные пьесы. В том же 1937 году В. Герчик вступает в члены Союза советских композиторов. Вера Петровна Герчик по окончании консерватории связывает свою деятельность и творчество с детскими учебными заведениями, работая в течение десяти лет как педагог теоретических дисциплин в разных детских музыкальных школах и в музыкальном училище им. М. Ипполитова-Иванова. И уже в первые годы творческой работы ею было написано много произведений для детей. Среди них столь известные песни, как «Ветер ветерок»  на слова М. Зимнего, «Часы Кремля» на слова С. Вышеславцевой, премированная на Всесоюзном конкурсе детской песни в 1947 году и другие. Внимание композитора привлекали и другие музыкальные жанры.  Так, в 1943-1946 годах ею созданы две сонаты для фортепиано, романсы на слова А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева. В годы Великой Отечественной войны Вера Петровна выступала в госпиталях, работала в подшефной части ПВО, была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

К концу сороковых годов и работа с детьми и творчество для детей постепенно становятся ведущими в ее деятельности. Непосредственное, живое общение с детьми – активнее.  Много интересного в изучении возможностей детского хорового коллектива дала Вере Петровне работа в Доме культуры им. Чкалова с хором, которым она руководила в 1949-1950 годах.

В 1944-1949 годах Вера Петровна работала музыкальным редактором в Музгизе, а последующие годы продолжала деятельность редактора и составителя ряда сборников по заданию редакции издательства «Просвещение». В пятидесятые годы одной из главных тем творчества В. Герчик становится тема борьбы за мир. Среди ее песен следует выделить «Песню молодых борцов за мир» на слова В. Мартынова, «Нашу фестивальную» на слова А. Навидарского, «Не дадим поджечь планету» на слова Ю. Разумовского, которые широко звучали на шестом Всемирном фестивале молодежи, проходившем 1957 году в Москве. Во время восьмого Всемирного фестиваля молодежи в Хельсинки в 1962 году исполнялась песня «Для дружбы земля цветет» на слова М. Кравчука, «Женщины мира, вперед» на слова Д. Терещенко. Одной из последних работ Веры Герчик, созданной в конце 1971 года, явился цикл «Мы вам расскажем о весне», где песни чередуются со стихами (авторы текстов Ф. Ноздрина, Н. Френкель).  это небольшие вокально-поэтические зарисовки, исполнителями которых могут быть дети младшего возраста или же эстрадные артисты.

Основным средством выразительности в этом цикле являются звукоизобразительные приемы. В песне «Весенний лес» возникает тающего капельками снега.  В песне «Новый дом» слышится перестук молотков. Она написана в миксолидийском ладу, что роднит ее с русской народной песней. Очень поэтичен «Подснежник» с прозрачной фактурой сопровождения и безыскусной, искренней мелодией. Контрастна по отношению к предыдущим песням «Белый кораблик». Быстрое, активное движение арпеджированных аккордов в сопровождении передает веселое журчание весеннего ручья и плывущего по нему кораблика. Цикл кончается песенкой «На праздник», звучащей как бодрый, удалой марш.  В фортепианном сопровождении имитируются звуки флейты-пикколо, трубы и барабанная дробь. В виде веселой песенки создана песенка с элементами сольфеджио – задорная полька «Нотный хоровод» на слова Н. Френкель. Каждой песне в этом цикле предполагается небольшой стихотворный эпиграф.

В. Герчик создает музыку разнообразную по жанрам – песни, музыкальные инсценировки, оперы, инструментальную музыку – и предназначенную детям самых разных возрастов: для малышей 3-5 лет, для детей школьного возраста, произведения для юношества и молодежи.  Среди всех жанров в творчестве В. Герчик наиболее значительное место принадлежит песне массовой, хоровой, эстрадной. Начнем с наиболее сложного раздела – творчества для самых маленьких ребят. Какой бы музыкальный сборник для детского сада  мы ни открывали, мы всегда найдем в нем произведения Веры Герчик.  Они отвечают важным задачам музыкального воспитания в детском саду: способствуют развитию общих и музыкальных способностей ребенка, его речи, внимания, памяти, умению двигаться, помогают детям познавать окружающую жизнь, природу, воспитывают любовь к людям. Произведения для самых маленьких – это песни, инсценированные музыкальные сказки, игры, пляски, марши. Некоторые из них посвящены календарным праздникам: «Здравствуй, праздник Май», «Мамин праздник», «Новый год». Из песен о дружбе очень популярна «Песенка друзей», «День рождения». Целый ряд песен отражает жизнь детского сада: «Хорошо у нас в саду», «Вот какой у нас порядок». Наиболее разнообразны песни, воспевающие природу. В них рассказывается о временах года («Весенняя песенка», «В летний день», «Осенние листья», «Снежинки», «Зимой»),  о неразрывной связи человека и природы («На пруду», «На лугу блестит роса», «У моря»). Особенно близки детям песни об увлекательных играх, любимых вещах: «Лопаточка моя», «Дудочка», «Вовин барабан». Очень интересны песни о зверях и птицах: «Воробей», «Ежик», «Тяв-тяв!», «В зоопарке», «Пчела», «Капризный бычок», «Розовая свинка», «Именины у кота» и другие. Звери и птицы являются героями музыкальных инсценировок и сказок: «Перчатки», «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Как лисенка проучили». Мелодический язык песен В.Герчик опирается на знакомые интонации русских и украинских народных песен.  Так, в песнях «В зоопарке», «Кто у нас в лесу» слышны интонации украинских народных песен (таких, как детская песня «Десь тут булла подоляночка», «Качки плывут» и другие). В песне «Часы Кремля» (слова С. Вышеславцевой) мелодия интонационно близка русской народной песне. Вступление имитирует звон часов Кремлевской башни, а равномерное ритмичное движение аккомпанемента как бы передает ход часов.

Иногда автор достигает конкретности и образности с помощью использования того или иного жанра. Например, песни «Такой порядок» и «Песенка друзей» основаны на ритме польки.  Песни «Мой флажок» (слова М. Ивенсен) и «Праздничный марш» (слова Н. Френкель) на легком, упругом ритме марша. В песне «У моря» (слова О. Фадеевой), рисующей картину летнего, знойного дня, используется жанр вальса. Арпеджированные аккорды, пряная гармония воссоздают ощущение зноя. Во втором куплете сопровождение резко меняется: быстрый темп, фигурация шестнадцатыми, переход нижнего голоса в контроктаву изображают бурю на море, а затем опять повторяется первый куплет. Такая трехчастность встречается во многих песнях Герчик.

Во многих песнях композитор пользуется приемами изобразительности. В песне «Пчела» (слова В. Викторова), например, хроматические ходы и движение шестнадцатыми в партии фортепианного сопровождения создают впечатление жужжания пчелы. Особо хочется выделить песни - шутки. Эти произведения представляют самую яркую и своеобразную сторону дарования композитора. С увлечением исполняется ребятами, а также эстрадными певцами для детской аудитории песня «Вовин барабан» (слова А.Пришельца), написанная в 1956 году. Секвентное повторение одних и тех же мелодических фраз создает впечатление навязчивого, непрекращающегося звучания барабанной дроби.

Песенка «В зоопарке» (слова В. Викторова) полна веселой возни и шума зверят-малышей. В мелодии ее слышны интонации украинской народной песни. «Капризный бычок» (слова Н. Берендгофа) – шуточная сценка, очень выразительный диалог между детьми и бычком. Некоторые песни В. Герчик предполагают их «инсценированное исполнение». Такова песня «Вот какой у нас порядок» (слова Н. Френкель). это игровая песня, в которой движения детей соответствуют количеству куплетов, а припев может исполняться с пляской. В песне «Именины у кота» (слова Н. Берендгофа) развертывается галерея музыкальных портретов гостей, пришедших на именины к коту: кошка, сто котят, черный пес, утки, индюшки, баран, коза, зайчик. Одни играют на разных инструментах, другие несутся в веселом переплясе. Эти песни всегда вызывают радостный смех ребят и завоевали у них особую любовь. Песни для детей школьного возраста значительно отличаются от песен, созданных для малышей, прежде всего более глубоким и сложным содержанием. По характеру. Интонациям и средствам выразительности они непосредственно примыкают к юношеской и молодежной массовой песне.

Все школьные песни рассчитаны на хоровое исполнение. Большую роль играет и фортепианное сопровождение песен. Аккордовая фактура захватывает широкий диапазон звучания, а к концу песни плотность усиливается, приобретая патетический характер. Такие концовки характерны для школьных песен Веры Герчик. Только в песнях о природе можно найти более лирический образ или прием звукоизобразительности. Значительное место среди произведений этой группы занимают песни на гражданские темы: «Вестник мира», «Песня молодых борцов за мир», «Родная столица», «Юных подвигов пора», «Песня школьных друзей» и много других. В этих песнях раскрываются наиболее типичные черты творчества Веры Герчик. Композитор обращается в них к интонациям современных массовых песне, получившим конкретное, смысловое значение, ставшим как бы символом нашего времени, и гораздо реже к интонациям народных песен. Гармония часто является основным средством драматургического развития музыкального образа песни. На помощь ей привлекается и фактура. Выразительности песен способствует стройная, четкая форма. Обычно песни строятся так, что второе предложение припева повторяет материал фортепианного вступления. Получается симметрия в пределах двухчастной формы. Основное смысловое содержание песни передается в припеве и обобщается во вступлении. Лаконичность и убедительность песни определяется и четкой, ясной кульминацией. В ней всегда совпадают все выразительные компоненты: смысловая,  звуковысотная, динамическая кульминации. В маршеобразный, пунктирный ритм песни часто вводится триольное движение, вносящее особую пульсацию, встревоженность, напряженность. Широкий охват разных регистров, плотная аккордовая фактура, широкое расположение аккордов используется как средство динамического развития песни, обогащает ее выразительность, образность. Общей чертой всех этих песен является светлый, жизнеутверждающий, радостный характер. Это песни молодости, силы, жизни.

Верой Герчик написано немало  музыкально-сценических произведений для детского исполнения. Интересны музыкальная сказка для самых маленьких исполнителей – детей детского сада – «Перчатки» на слова С. Маршака и маленькая опера-сказка «Как лисенка проучили» по либретто Риммы Грановской. Самое значительное музыкально-сценическое произведение В. Герчик – опера «Лесные чудеса» на либретто В. Викторова, издана в1967 году. Сюжет оперы-сказки, в которой рассказывается о том, как пионер Гриша благодаря стойкости и смекалке побеждает злую Бабу-Ягу и освобождает всех лесных обитателей, дает возможность композитору лучшие черты мальчика Гриши: смелость, находчивость, стойкость, стремление помочь слабым. В опере даны выразительные музыкальные характеристики. Она начинается и заканчивается массовыми хоровыми сценами. В этой опере ребята-исполнители овладевают всеми выразительными средствами данного жанра: песней, речитативом, музыкальным диалогом, хором, балетом. Все это в доступной для детей форме. Опера увлекает яркостью музыкальных характеристик, стройностью формы и активным драматургическим развитием. Связь реального с фантастическим напоминает о традициях русской классики, операх Римского-Корсакова.

В 1974 году Вера Герчик написала еще одну оперу для исполнения детьми: «Стрекоза» на либретто М. Алтухова. Творчество Веры Петровны Герчик выражает ее самую самоотверженную, горячую любовь к ребятам и молодежи, ее стремление жить их повседневной жизнью и воплощать ее в своих произведениях. Лучшие песни, хоры, сценические произведения композитора – это музыкальный портрет жизни наших ребят.

Похожие материалы:
Поделиться с друзьями:

Скачать:

Все композиторы

Категория: Краткая биография композиторов | Добавил: Admin | Просмотров: 5088 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar
К празднику
Праздники
 

Популярное
Популярное
 

Вверх!