Солнце Туча
Воскресенье, 04.12.2016, 13:12
Туча Воздушный шар
Профиль
Аватар пользователя

Мы рады видеть Вас,
Гость


 


Статистика
Посетители сайта
Всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0
Счетчики
 

Главная » Детская музыка » Краткая биография композиторов

Раухвергер Михаил Рафаилович


Краткая биография композиторов


Раухвергер Михаил Рафаилович

Раухвергер Михаил Рафаилович

М.Р. Раухвергер – один из первых композиторов, с двадцатых годов начавших плодотворную работу в области детской музыки. Михаил Рафаилович родился 5 декабря 1901 года в Одессе. Обучение музыке началось с семилетнего возраста. А вскоре он стал и сам сочинять музыку.

Окончив гимназию в 1919 году, М. Раухвергер поступает в Одесский политехнический институт и одновременно с этим в консерваторию, где занимается по фортепиано в классе профессора Р. Бибер.

В 1922 году М. Раухвергер переезжает в Москву и поступает в Московский механико-электротехнический институт. В то же время он стремится продолжить профессиональное музыкальное образование. Мечтая  учиться в классе выдающегося педагога и пианиста Ф.М. Блуменфельда, М. Раухвергер держит вступительные экзамены на фортепианный факультет Московской консерватории. Его исполнение Чаконы Баха-Бузони понравилась членам комиссии. Через несколько дней юноша с радостью увидел свою фамилию в списке принятых.

В 1924 году Раухвергер ушел из института, целиком посвятив себя музыке. «Я понял, что музыка – мое призвание,  что жить без нее я уже не смогу» - рассказывал композитор. В студенческие годы М. Раухвергер много и напряженно работает над повышением своего исполнительского мастерства, часто выступает на концертной эстраде, исполняя произведения Бетховена, Моцарта, Шопена, Листа, Брамса, Скрябина. По окончании консерватории М. Раухвергер приступает к активно преподавательской деятельности: окончив аспирантуру, становится сначала ассистентом Ф.М. Блуменфельда, затем – доцентом консерватории; в 1939 году получает звание профессора и с этого времени (до 1941года) руководит работой фортепианной кафедры. С успехом проходят многочисленные выступления М. Раухвергера-пианиста. Казалось бы, педагогика и концертная деятельность должны были заполнить все время без остатка. Но Михаил Рафаилович успевает также, и сочинять музыку. Одна за другой появляются песни и пьесы композитора. Мысль обратиться в своем  творчестве к детской тематике была подсказана композитору его женой Тотеш Симовной Бабаджан – опытным специалистом в области детского музыкального воспитания.

В творчестве, предназначенном для детей М. Раухвергер затрагивает широкий круг самых разнообразных тем. Он приобщает ребят к миру взрослых, рассказывая о профессиях, нужных людям (сборник «Рабочие песенки». М., 1929), «одушевляет» музыкой привычный с детства мир игрушек (цикл «Солнышко». М., 1928), воссоздает образы природы (сборник «От весны до весны». М., 1929), зверей и птиц (сборник «Про птиц и животных». М., 1935), сочиняет игры («Игры-загадки». М., 1929, «Пять ритмических игр». М., 1928).  Вместе с ребятами он радуется их праздникам (песни «Праздник наш» и «Мы веселые ребята» М., 1926); участвует в музыкальном оформлении школьных спектаклей, сочиняет музыку к литературному монтажу для пионеров и школьников. Слушатели и исполнители песен М. Раухвергера – ребята различного возраста – от дошкольников до школьников.

Уже в начале своей композиторской деятельности М. Раухвергер понял, что сочинение музыки нельзя ограничивать рамками какого-либо одного жанра. Наряду с песнями он создает инструментальные произведения.

В 1928 году М. Раухвергер принес в Музгиз свою первую сонатину для фортепиано. Его поразило, с каким вниманием прослушали ее опытные композиторы и педагоги Н.Я. Мясковский, А.Ф. Гедике, А.С. Жиляев. Со временем сочинение музыки стало для М. Раухвергера главным делом жизни.

В 1936 году предложили написать музыку к первому цветному детскому фильму «Похождения медвежонка». Этот первый опыт в кино вскоре очень пригодился. В 1938 году была создана музыка к кинофильму «Белеет парус одинокий» (по известной повести В. Катаева). С удовольствием погрузился в мир героев повести, вспоминая о впечатлениях собственного детства, о милой сердцу Одессе.

Среди  других сочинений – музыка к кинофильмам «Хуторок в степи», «Военная тайна», «Мальчиш-Кибальчиш», «Человек с планеты земля» (о жизни Циолковского). При всем различии образно-эмоционального строя и содержания этих кинофильмов есть черты, объединяющие музыку к ним: выразительность, рельефность тем, богатство гармонического языка.

В конце тридцатых – в начале сороковых годов в ряде союзных республик началось становление национальных музыкальных школ. Русские советские композиторы накопили большой опыт работы в различных республиках и внесли свой вклад в развитие музыкальной культуры. М. Раухвергер был направлен в творческую командировку в Киргизию. Обращение к киргизской тематике сыграло значительную роль в его творчестве.

В пятидесятые годы композитор продолжает активную работу в различных музыкальных жанрах. Не оставляя своей любимой области – сочинения детской музыки. Область детской музыки стала одной из самых любимых и широко развитых в творчестве М. Раухвергера. Серьезное, вдумчивое отношение к музыке для детей высказано в одном из выступлений композитора на страницах журнала «Советская музыка»: «Детская песня или инструментальная музыка, несмотря на свою миниатюрность и простоту, должна быть подлинным произведением искусства. Чем меньше и прозрачнее вещь, тем заметнее изъяны и шероховатости.  Недоработанность мелодии затрудняет восприятие и запоминание песен, а неточные гармонии и не безукоризненное голосоведение засоряют слух детей».

В песнях тридцатых годов проявились основные черты стиля композитора: охват широкого круг тем, стремление к простоте и доходчивости (сочетающееся со свежестью гармонического языка), обостренное внимание к поэтическому тексту, строгая взыскательность к себе.

Многие песни композитора связаны со зрительно яркими образами стихотворений А. Барто. вспоминая о начале этой работы. М. Раухвергер рассказывал: «Однажды по предложению редакции Музгиза, я ознакомился с новыми стихами для детей. Автором их была А. Барто. меня поразило умение поэта говорить с детьми легко, доступно, интересно. Очень понравилась также и форма стихотворений: лаконичные и емкие четверостишия, в каждом из которых как бы заключен целый рассказ. И мне захотелось положить на музыку веселые стихи о птицах и зверях, об игрушках, обо всем, что окружает малыша». Так началось творческое сотрудничество композитора и поэта, результатом которого стали сборники песен: «Солнышко» (М., 1933), «Игрушки» (М., 1936), «Про птиц и животных» (Вып. 1, М., 1927; вып. 2, М., 1928, в дальнейшем переиздавались неоднократно). В текстах и мелодиях этих песенок-картинок хорошо передано светлое и радостное настроение ребенка, улыбающегося впервые открываемому миру.

В песне «Солнышко» ритм веселой польки устанавливается уже в фортепианном вступлении. Мелодическая линия песни четко очерчена: она основана на удобных для интонирования квартовых и терцовых ходах. В гармониях сопровождения – диссонирующие созвучия с задержанием освежают гармонический язык, подчеркивая тяготение к устойчивости. Постепенно песенка переходит в танец, и в фортепианном послесловии полька становится задорнее. Среди жанровых сценок сборника («Солнышко») – песня «Птичка». Мелодия ее основана на повторяющейся, короткой, народного склада попевке (развертывающейся в диапазоне кварты).  Ее мелодические истоки – в интонациях прибауток, русских народных игровых песен.

Не менее известным стал сборник «Про птиц и животных». В песне «Вороны» композитор удачно использует звукоизобразительность – прием, часто употребляемый  в музыке для детей.  Из диссонирующих интонаций вступления вырастает основная тема ворон, сопровождающая их восклицание «Кар! Кар! Кар!». М. Раухвергер проводит эту интонацию в аккомпанементе, завершая каждый из куплетов.  Необычные гармонии, характеризующие карканье ворон – лишь один из многих интересных приемов, примененных композитором в многочисленных детских песенках. Как и в других произведениях, композитор с большим вниманием относится ко всем деталям музыкального письма, и в результате их шлифовки возникает яркий, запоминающейся образ.

Песни сборника «От весны до весны» (на слова  М. Клоковой) адресованы младшим школьникам. Несложные, удобные для исполнения мелодии дополняются интересным, развитым по фактуре аккомпанементом. Внимательно вчитываясь в текст, М. Раухвергер в каждую из песен вводит характерные и яркие музыкальные штрихи, помогающие полнее раскрыть содержание стихов.

Зная, как любят малыши веселые и интересные игры, композитор создает музыку к играм, разработанным Т.С. Бабаджан. опытный методист, изучила психологию детского восприятия, знала специфику возрастной характеристики ребят. В играх Т. Бабаджан, начиная с тридцатых годов и в последующие годы, проводится четкая педагогическая задача приобщения детей к творчеству.

Совместная работа музыкального воспитателя Т. Бабаджан и композитора М. Раухвергера привела к созданию сборников музыкальных игр: «Игры-загадки» (М., 1929), игровые песни из цикла «Солнышко», «Пять ритмических игр» (М., 1928).

Многие из песен М. Раухвергера обращены к октябрятам и пионерам. Три одноголосные детские песни «Октябрята», «Автомобиль» и «Первый снежок» были выпущены Музгизом еще в 1926 году. В вокальном цикле «Деревенские ребята» (слова В. Наседкина. М., 1928) рассказы о различных временах года – «Осень», «Весна» - сменяются изображением трудовых будней села: «Сев», «Трактор», «В поле», «Песня подпаска».

В цикле «Деревенские ребята» М. Раухвергер создает мелодии, стилизованные в духе народных песен – лирических, протяжных и частушечных плясовых. Интервалика двухголосия в каждой песне подчеркивает русский национальный стиль пения. Применяет композитор здесь также и переменные размеры (в песне «Трактор», например, поочередно сменяются 5,3,4-дольные размеры), и распевы, и повторы отдельных слов и коротких музыкальных фраз – все средства выразительности, типичные для русского песнетворчества.

К жанру детской песни композитор обращается на протяжении всего творческого пути. В авторский сборник «Избранные песни для детей», выпущенный издательством «Советский композитор» в 1959 году, вошли лучшие детские песни М. Раухвергера, созданные им на протяжении ряда лет. В числе соавторов композитора – различные поэты. М. Раухвергер, как и раньше, обращается к мудрой поэзии С. Маршака, к веселым образам стихотворений А. Барто, к проникновенной лирике В. Тушновой, к ясным по мысли стихам О. Высотской.

Композитор учит ребят бережно относиться к природе («Грибок», «Мороз», «Березка», «Снег летит легко и плавно»), делится своими мыслями о Родине («Песня о Зое», «Победные салюты», «О Родине»), есть в этом сборнике удачные лирические зарисовки («Утро», «У Днепра»); включены сюда также такие широко известные песни композитора, как «Красные маки», «Елка» (слова О. Высотской), «Зимний праздник» (слова Н. Саконской), «На лыжах» (слова А. Барто).

В песенном творчестве последних лет композитор также обращается к детской тематике. Им закончена работа над двумя песнями-шутками для дошкольников («Смелый жук» и «Как вязать сеть» - на слова В. Бирюкова) и песнями на стихи английского поэта и писателя Роберта Луиса Стивенсона для ребят школьного возраста.

Среди крупных работ композитора – опера «Красная Шапочка» и опера-балет «Снежная королева».  Опера «Красная Шапочка» (либретто В. Викторова) написана М. Раухвергером по предложению Н.И. Сац для московского Детского музыкального театра. Как и в пьесе-сказке известного драматурга Е.Л. Шварца, в опере М. Раухвергера на второй план отодвинут бесконечно знакомый сюжет Ш. Перро.  У традиционных персонажей обнаружились новые, тонко подмеченные психологические особенности: Красная Шапочка - смела и решительна, Заяц – упорно учится храбрости, в характере, Волка появляется трусость и т.д. Смело, сближая волшебное с реальным, драматург, а вслед за ним либреттист и композитор выявили в характере героев конкретные, заимствованные из самой жизни черты, хорошо знакомые и понятные юному зрителю – нашему современнику. В опере значительно расширен круг персонажей сказки – друзей и врагов Красной Шапочки – многочисленные обитатели леса – Ежики, Зайцы, Цветы, Птицы отважно борются вместе с ней против козней злого Волка и хитроумной лисы.

Композитор, вместе с либреттистом В. Викторовым, уделил много внимания не только Красной Шапочке, Но и всем, кто ее окружает. Есть в опере-сказке и взрослые люди – Мама, Бабушка, Милиционер. Каждый из персонажей «Красной Шапочки» получил свою специфическую музыкальную характеристику. Мелодический стиль «Красной Шапочки» отличается свежестью и песенным лиризмом. В опере построенной по образцу классического типа, пять картин со вступлением и интермедией. Ее драматургия основана на быстрой смене отдельных замкнутых номеров.  Спектакль начинается словами ведущего:

- Любите ли Вы сказку? А музыку?         И зал дружно отвечает: - «Да!» 

Из вступительного слова ребята узнают, что герои этой необычной сказки будут петь и танцевать. А для того, чтобы лучше понимать музыку, ее нужно внимательно слушать.

- Внимание!  Слово – музыке!

Звучит яркое, оживленное и лаконичное вступление. – Слушайте все! Сейчас начнется действие! – предупреждает звонкий голос трубы. Основная тема вступления – один из ведущих лейтмотивов оперы – «Заячий марш», мелодия, которая характеризуется энергичным и радостно-приподнятым настроением.

В интермедии происходит завязка действия: на сцене (перед занавесом) Мама провожает Красную Шапочку и дает ей корзинку для Бабушки. В речитативных репликах Мамы – грустные, тревожные интонации. В ответах Красной Шапочки – решительность, уверенность в себе и в своих друзьях.

Звучит дуэт Мамы и Красной Шапочки, в котором композитор индивидуализирует характеристики персонажей, оттеняя  контрастность настроения и содержания вокальных партий вокальных партий каждой из участниц дуэта.  В плавных, поэтичных темах ощутимы интонации песенной лирики М. Раухвергера. С первой картины начинается активное развитие действия. Идет по лесу Красная Шапочка. Весело приветствуют ее друзья – Птицы, Ежики. Они постоянно участвуют в действии, то таинственно предупреждая: «Сейчас начнется сказка…», то звонко объявляя название следующей сценки. Ежики – друзья Красной Шапочки – помогают всем, кто попал в беду. Созданию радостного настроения способствует инструментовка: во вступлении к картине прозрачно и легко , как переливы звенящих птичьих голосов, звучит соло флейты. Тема Красной Шапочки – светлая, звонкая – интонационно перекликается и с лирической мелодией двухголосного хора птиц.

«С каждой травкой на пути,
С каждой веткой ты знакома.»

Сцена-ария Красной Шапочки в лесу представляет собой замкнутый музыкальный номер, состоящий из трех разделов. В заключении:

«Легким шелестом ветвей
Добрый лес меня встречает…»

В вокальную партию Красной Шапочки проникает поэтичная, лирическая тема, ранее звучавшая в изложении флейты.

Новая сценка: вбегает заяц и останавливается – нерешительность сейчас же иллюстрируется взволнованно – возбужденной музыкой.

В большой сцене с Красной Шапочкой Заяц от трусости и тревоги переходит к пробуждающейся храбрости и откровенно лихому бахвальству. Чтобы показать трусливость и неуверенность Зайца, композитор вводит в вокальную партию хроматизированные  «блуждающие» интонации, опирающиеся на альтерированные созвучия, возникающие в оркестре. Для характеристики Зайца М. Раухвергер применяет также «омузыкаленный» полушепот, создающий комический эффект. Это – несомненная драматургическая удача, так как в сценическом решении образа Зайца возникают как бы два плана: рассказывая, как Волк злится на Красную Шапочку, Заяц объясняет: «Это он так говорит»…

В эту диалогическую сцену включены взволнованные хоровые реплики Птиц, предупреждающих Красную Шапочку о грозящей ей опасности, что драматизирует музыку. С теплотой и мягким юмором обрисовывает композитор образы других персонажей сказки. Действие развивается в нескольких планах: ласково беседует с цветами Красная Шапочка; притаившись, следит за ней Лиса; из-за деревьев за проделками Лисы наблюдают Заяц и Медведь.… Эта многоплановость хорошо отражена в музыке: органично сплетаются в оркестре фрагменты из ариетты Лисы, тема вальса Красной Шапочки и настороженное staccato струнных, передающих взволнованность Зайца и Медведя.

Много интересных в музыкальном и драматургическом отношении сцен предстоит ребятам увидеть и в дальнейшем развитии оперы-сказки. Заразительно смеются они, слушая жалобы Медведя, изжаленного в поединке с пчелами, сочувствуют Зайцу, попавшему в крепкий капкан, и даже тихонько подпевают веселой теме финального хора-марша зайцев:

«Зайцы, братцы, время собираться,
Раз в опасности друзья!»

С увлечением следят ребята за жизнью обитателей леса (в сцене «Лесной перекресток»), вслушиваются в музыкальные характеристики  обитателей леса, на крыльях, самокатах и велосипедах пересекающих лесные тропинки. Добро торжествует усилиями друзей Красной Шапочки, Волк и Лиса пойманы.

В 1969 году Большой театр Союза ССР принял к постановке оперу-балет М. Раухвергера «Снежная королева». Композитор М. Раухвергер и либреттист С.Богомазов разработали сюжет этой оперы по мотивам произведений Х. Андерсена и Е. Шварца.

«Мы много думали об образе Снежной королевы! А потом решили, что у повелительницы страны ледяного безмолвия должен быть какой - то особый язык: язык движения, жеста и пластики. У нас в опере она не поет, а танцует. При каждом ее появлении звучит ансамбль женских голосов, который в соединении с пластикой создает своеобразную атмосферу, сопутствующую Снежной королеве», - рассказывали они о своей работе.

В музыке и драматургии этого необычного по жанру сочинения сталкиваются два начала – доброе и злое. Возникает конфликт между живым и теплым человеческим чувством (образы Герды, Бабушки, Сказочника) и холодным бездушием обитателей Ледяного царства – Снежной королевы, ее свиты и всех, кто окружает ее, кто находится у нее в подчинении. Композитор и либреттист нашли необычное, оригинальное решение этого конфликта. Контраст двух образных сфер выражен в противопоставлении оперных и балетных жанров. Снежная королева полностью лишена в опере речевой вокальной характеристики. Она танцует, в ее величавых, повелительных движениях пленительная, завораживающая, но холодная красота. Каждого из персонажей оперы композитор обрисовал специфическими и своеобразными музыкальными средствами.

Успеху «Снежной королевы» в немалой степени способствует также пышность и красочность постановки: великолепные по изобретательности декорации, интересные и красивые костюмы, тщательная продуманность эффектного решения световой партитуры. Все, кто принимал участие в работе над «Снежной королевой», - проявили много выдумки и горячей заинтересованности в создании этого спектакля.

Многим юным зрителям запомнится встреча с оперой-сказкой, оперой-балетом «Снежная королева», где торжествует вера в человека, вера в силу любви Герды, способной растопить обледеневшее сердце Кая.

До самого конца своей творческой жизни Михаил Рафаилович Раухвергер радовал детей своими сочинениями. Уже в семидесятилетнем возрасте композитор выпустил: «Десять считалок» (на слова детей), песни «Весна», «Деревце», «Над речкою лесною», два хора a capella «Луна и Солнце», песня «Музыка» - гимн весне, радости, жизни.
Похожие материалы:
Поделиться с друзьями:

Скачать:

Все композиторы

Категория: Краткая биография композиторов | Добавил: Admin | Просмотров: 4167 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
К празднику
Праздники
 

Популярное
Популярное
 

Вверх!