Солнце Туча
Пятница, 09.12.2016, 20:26
Туча Воздушный шар
Профиль
Аватар пользователя

Мы рады видеть Вас,
Гость


 


Статистика
Посетители сайта
Всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
Счетчики
 

Главная » Детская музыка » Краткая биография композиторов

Красев Михаил Иванович


Краткая биография композиторов


Красев Михаил Иванович

Красев Михаил Иванович

«Если вы читали мою рукопись о самом себе, то Вы, наверное, помните, что я в первую очередь считаю себя «детским композитором»,- писал Михаил Иванович Красев, подводя итоги своей двадцатилетней творческой деятельности. «Я за лирику, за поэтичность в детских песнях. Их-то не хватает в наших произведениях для детей. Многие смешивают лирику со слащавостью и сентиментальностью. Это неверно. В детских мечтах, в детском видении мира таится немало лирики».

Эти слова композитора Красева – целая программа для музыканта, желающего посвятить себя работе с детьми. Лирическая взволнованность и сердечность музыки Красева обеспечила долгую жизнь его произведениям. Творчество Красева рождалось в постоянном общении с детьми, но немало почерпнул он и от такого крупного специалиста в области дошкольного музыкального воспитания, как Н.А. Метлов. Длительная совместная работа с Метловым оказалась весьма плодотворной для композитора.

Михаил Иванович Красев родился в Москве 4(16) марта 1897 года. Приобщение будущего композитора к музыке началось несколько необычно: с трехлетнего возраста его стали вывозить регулярно по субботам в Большой театр. Опера, балет прочно вошли в его жизнь, будоражили его воображение, пробуждали желание самому сочинять. Думается, что характерная для музыкального мышления М. Красева конкретная образность исходила из тех впечатлений, которые он получал, слушая музыку лишь в сценическом воплощении. К восьми годам Миша Красев был обладателем рояля (подарок отца). Занятия с учителем музыки длились, однако, всего лишь десять месяцев. Отец, услышав как бойко его сын играет увертюру к опере «Кармен», решил, что мальчик музыкальную науку «превзошел». Учителю было отказано. Юный пианист, не слишком этим огорченный, ревностно принялся сам сочинять музыку, благо ноты записывать уже умел.

Первый «опус» М. Красева опера-сказка «Аленький цветочек» (музыка не сохранилась) создан им в десятилетнем возрасте. Спустя три года появились две новые оперы – «Лето» и «Кольцо», написанные на собственное либретто. Наибольшую популярность среди его сверстников приобрела вторая опера – «Кольцо», неоднократно исполнявшаяся в детских любительских спектаклях. К пятнадцати годам он уже автор и нескольких романсов на стихи Кольцова и Некрасова, а также шести фортепианных вальсов.

Чем интенсивнее становилась творческая жизнь юноши, тем больше ощущал он зияющие пробелы в своих музыкальных занятиях. В течение некоторого времени он берет уроки по фортепиано у видного московского музыканта, композитора и критика, Ю. Энгеля. По его же рекомендации Красев обращается к А. Гречанинову. Однако занятия у А. Гречанинова также продолжались недолго – немногим более восьми месяцев. Эти восемь месяцев были единственной для молодого музыканта «школой композиции». Систематического музыкального образования ему получить так и не удалось.

Шестнадцати лет Красев лишился родителей. Побочные дети московского купца не имели никаких имущественных прав, смерть отца поставил их лицом к лицу с горькой нуждой. «В борьбе за свое существование пришлось хлебнуть немало горя, вспоминал впоследствии композитор. – Где я только не был! И кем я только не был!  Был рабочим на виноградниках. Целый год сидел в подмастерьях в сапожной мастерской. Играл в оркестрах при ресторанах и был тапером на танцах и в кинематографах… Всего попробовал вдоволь!»

Великая Октябрьская революция застала Красева в Крыму. Воспаление легких и, как следствие, развившийся туберкулез задержали его надолго. Трудные это были годы – без жилья, без денег.

В Москву М. Красев вернулся осенью 1921 года. В течение нескольких лет он был музыкальным руководителем в Юношеском доме №1 Краснопресненского района. Трудность работы заключалась, прежде всего, в отсутствии нового песенного репертуара, который мог бы увлечь подростков (от тринадцати до шестнадцати лет), переживших невзгоды гражданской войны. Молодому композитору удалось найти путь к сердцам своих подопечных. Повседневно общаясь с ними, он создавал песни, которые с большим увлечением разучивались «юндомовцами». С наиболее одаренными детьми он занимался индивидуально, пробуждал их к творчеству, а весь коллектив – к обсуждению новых песен.

К концу двадцатых годов в творческом портфеле М. Красева насчитывалось немалое количество пионерских, школьных и дошкольных песен, музыкальных игр, инсценировок, пантомим. Особенно хочется отметить двухголосные пионерские песни без сопровождения и четырехголосные хоры. Они восполняли зияющий пробел в репертуаре для детских хоровых коллективов того времени. От простой двухголосной песни, рассчитанной на исполнение в походах, у костра, к полифонически развернутому полотну для детского четырехголосного хора без сопровождения – таков был путь композитора в области детского хорового жанра.

К 1925 году относится и первая публикация его песен для школьников. Песни М. Красева мелодичны, выразительны и народны по своим истокам. Они написаны со знанием специфики детского голоса, благодаря чему легко усваиваются детьми. В то же время они привлекают маленьких певцов своей действенностью, возможностью распеть их «в лицах». Таковы его сюжетные песни. Почти каждая имеет в зародыше музыкально-драматическое зерно. Часть из них построена в форме диалога, что тренирует музыкальное внимание юных исполнителей, вырабатывает у них умение общаться с партнером; другие песни представляют сочетание музыкального текста ведущего и реплик какого-либо действующего лица. Многим песням Красева, обращенным к природе, к миру птиц, животных, присущи изобразительно-звуковые приемы («Кукушка», «Кудрявый барашек», «Пчелонька» и др.) В песнях, связанных с бытом и забавами ребят, композитор уделяет основное внимание вокальной мелодии, фортепианному сопровождению оставляет чисто аккомпанирующую роль, в то время как в песнях-пейзажах выразительная роль фортепиано весьма значительна. Бодрые, призывные интонации, маршевый ритм и звучания, имитирующие пионерский горн и барабан, присущи песням, посвященным революционным событиям.

В целом песенное творчество Красева, обращенное к детям, подкупает яркой образностью, общительностью и ясностью музыкального замысла. Красев был одним из пионеров детской эстрадной песни. Еще в двадцатые годы им были созданы детские эстрадные песни на стихи А. Барто. В 1964 году опубликован красевский авторский сборник детских эстрадных песен на стихи разных поэтов, включая и самого автора (составитель В. Герчик, изд. «Музыка»). Вошедшие в этот сборник песни можно было назвать своеобразной детской энциклопедией природы и животного мира. С присущим композитору добродушным юмором описывает он «беды» мух, драку двух уток, рисует «портрет» чванливого индюка…Поэтичны музыкальные зарисовки природы в песнях «Подснежник», «Апрель». Фортепианная фактура большинства песен довольно сложна. В сборник «Детские эстрадные песни» вошли три из созданных пяти песен, посвященных 150-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Нельзя не отметить заслугу композитора в сочинении первых дошкольных произведений на стихи великого поэта. Самый принцип отбора пушкинских текстов («Кораблик», «Белка», «Румяной зарею покрылся восток» и др.), простой, но не упрощенный, характер музыки, легкий для восприятия, говорят о вдумчивом подходе композитора к ответственной задаче.

Близки были композитору и нужды маленьких пианистов. Для них он написал четырехручные произведения, пьесы на темы песен разных народов, сборник «Вешние воды» - семь легких детских пьес, «Весной» - четыре пьесы для начинающих и многое другое. В 1925 году была издана музыкальная сказка Красева «Бунт кукол», а спустя четыре года – «Живые кубики» (стихи М. Клоковой). Зрители - дошкольники, исполнители – школьники младшего и среднего возраста – таково назначение этого веселого, изобретательного музыкального представления.

В 1941-1943 годах Красев работал в детской колонии в Красном Яру. В спектаклях кукольного театра, завоевавших любовь «всей округи», музыка постепенно вытесняла разговорный жанр. Так появились своеобразные оперы-сказки «Муха-Цокотуха» по К. Чуковскому и «Терем-теремок» по С. Маршаку. До Красева в советской музыке не было оперы, которую могли бы исполнить сами дети. Им сочинены такие оперы, как  «Маша и медведь» по русской народной сказке, «Морозко» (единственная опера-сказка Красева имеющая оркестровую партитуру) и др. Детские оперы Красева в самом хорошем смысле слова зрелищно эффектны, театральны. Ценная черта опер Красева для детей, как, впрочем, и всей его вокальной музыки, - органический сплав словесного и музыкального текстов – смыслового и ритмоинтонационного.

М. Красеву принадлежит честь создания в 1947 году одной из немногих в то время кантат. «Наша Москва» (слова Н. Саконской) – кантата для солиста (альт) и трехголосного детского хора в сопровождении оркестра или фортепиано – посвящена 800-летию Москвы.

Самуил Маршак говорил: «Человек, пишущий для детей, должен быть близок им по складу своего характера – должен быть жизнерадостен, как они, уметь серьезно, с горячим одушевлением играть и мечтать. Да при этом не притворяться ребенком, а оставаться взрослым, то есть самим собой…» Именно таким был Михаил Иванович как композитор и человек.
Похожие материалы:
Поделиться с друзьями:

Скачать:

Все композиторы

Категория: Краткая биография композиторов | Добавил: Admin | Просмотров: 4672 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
К празднику
Праздники
 

Популярное
Популярное
 

Вверх!